Почему в Германии трубоквадрат не ржавеет годами, хотя его даже не красят, а у нас через три месяца весь рыжий
- 1 октября 17:03
- Валерия Слатова

В большинстве городов России, и не только, но особенно хорошо заметно это на примере нашего родного города, металлические конструкции вокруг домов — козырьки, крылечки, входные группы и даже скрытые теплотрассы — практически всегда несут на себе неизменный след одного назойливого врага: ржавчины. Эта неприятность, которую местные шутники шутливо называют «Заржавэлли», будто бы преследует все металлические изделия.
Независимо от того, какой дорогой краской покрывают металл, сколько слоёв грунтовки наносят, как тщательно готовят поверхность, рано или поздно неизбежно наступает момент, когда на металле появляются рыжие пятна — признаки надвигающейся коррозии. Вся наша «неблагоприятная внешняя среда» — будь то влажный воздух, перепады температуры, химические загрязнители — работает против металла, словно сговорившись.
Почему ржавчина так быстро берёт верх
Коррозия — это сложный химический и физический процесс разрушения металла под воздействием окружающей среды. Основные причины её появления:
- Перепады температуры, которые вызывают микротрещины в лакокрасочном покрытии и металле.
- Влага, конденсирующаяся на поверхности и под лаком, провоцирует окисление.
- Пыль и грязь создают благоприятную среду для коррозионных процессов.
- Агрессивные химические соединения — кислоты, соли, щёлочи — особенно влияют в промышленных зонах.
- Механические повреждения защитного слоя при монтаже, эксплуатации или непрофессиональной обработке.
В результате даже самые дорогие и сложные покрытия рано или поздно уступают подчёркнутой природе металла. Причём иногда ущерб становится заметен уже через несколько месяцев, а не через годы.
Частые ошибки в защите металла
Часто на банках с краской можно прочитать громкие обещания защитить металл «прямо по ржавчине», «на годы», «до 5, 10 или 15 лет». Однако, увы, на деле результат бывает гораздо скромнее:
- Неудачно выбранное время для покраски — например, дождь помешал нанести слой грунтовки, и металл уже начал окисляться после нескольких дней.
- Недостаточная подготовка и очистка металла перед нанесением краски.
- Использование несертифицированных кисточек и материалов, что снижает качество покрытия.
- Отсутствие повторного контроля состояния и своевременного ремонта повреждённых участков.
В итоге владельцы оказываются вынужденными регулярно тратить время и деньги на обновление покраски, чем порой занимаются годами.
Немецкое решение проблемы — фосфатирование с марганцем
История борьбы с коррозией уходит далеко в прошлое. Известно, что ещё английский изобретатель Александр Росс в 1869 году предложил использовать фосфорную кислоту для защиты металлических деталей от ржавчины. Этот метод создавал на поверхности металла защитную серовато-матовую плёнку, которая могла сохранять металл в хорошем состоянии около 10–15 лет.
Но настоящим прорывом стало немецкое инженерное решение, разработанное в 1930-х годах, когда в условиях подготовки к войне необходимо было сохранить в целостности военную технику. Добавление соединений марганца в состав фосфорной кислоты превратило плёнку в нечто более прочное и долговечное — срок службы покрытий увеличился почти вдвое, до 30 лет!
Это позволило немцам использовать такой состав для защиты металлических конструкций без ежегодного перекрашивания и дорогостоящего ремонта. Такой метод жив и сегодня: современные фосфорно-марганцевые пены и составы легко наносятся с помощью распылителей, быстро сохнут и надёжно защищают металл.
Почему в России так мало используют этот метод?
Практически все металлические конструкции остаются заложниками традиционных лакокрасочных покрытий, несмотря на высокую стоимость и частую необходимость ремонта. Причины такой ситуации — в недостаточной популяризации более современных технологий, высокой стоимости и инерции рынка.
Кроме того, многие домовладельцы опасаются экспериментировать, предпочитая проверенные временем краски, которые хоть и требуют постоянных усилий, но привычны и доступны. А также не всегда легко найти качественные фосфорно-марганцевые составы на наших рынках.
Что делать, чтобы металл служил дольше?
- Более тщательная очистка металла перед обработкой — любая грязь и ржавчина снижают сцепление.
- Использование проверенных современных антикоррозийных средств, включая фосфатирование.
- Обработка металла в сухую, спокойную погоду без дождя и сильного ветра.
- Регулярный осмотр и профилактический ремонт повреждённых участков.
- Попробовать применение пенных аэрозолей с фосфорной и марганцевой связкой для удобства и защиты.
Заключение
Проблема ржавчины на металлоконструкциях — вечный вызов в условиях нашей неприветливой среды. Борьба с ней требует комплексного подхода, внимательности и современных методов защиты. Немецкие технологии фосфатирования с марганцем могут стать эффективным решением, позволяющим продлить жизнь металлу на много лет. Настало время отойти от привычки постоянных перекрасок и выступить за долговечную и экономичную защиту, пишет источник.