Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Суд высшей инстанции решил: Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки

Суд высшей инстанции решил: Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановкиPxhere.com

Право проезда общественного транспорта — актуальная тема для каждого автомобилиста, особенно в условиях городской среды с плотным движением. Часто возникает вопрос, следует ли уступать дорогу автобусу или маршрутному такси, которое начинает движение от остановки, или же можно продолжать движение без остановки. Ответ на этот вопрос регламентирован Правилами дорожного движения РФ, но с нюансами, которые важно понимать.

Что говорит пункт 18.3 ПДД РФ?

В пункте 18.3 Правил дорожного движения чётко прописано, что в населённых пунктах водители обязаны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. При этом общественный транспорт может отъезжать только после того, как убедится, что другие водители уступают ему дорогу.

Это означает следующее:

  • Если автобус останавливается на официальной остановке, отмеченной знаком 5.16 или дорожной разметкой 1.17, выезжающий водитель легкового авто должен его пропустить.

  • Правило действует только в пределах населённых пунктов — вне города преимущество теряется.

  • Уступать необходимо только рейсовому общественному транспорту, который осуществляет пассажирские перевозки по расписанию.

  • Какие нюансы нужно учитывать?

    Правила хорошо знакомы многим, но важны некоторые тонкости, о которых часто забывают:

    • Если автобус или маршрутка останавливается вне официального места (например, «по требованию» или на обочине), водитель теряет право преимущественного выезда.

    • Заказные автобусы, школьные перевозки и корпоративные транспортные средства не обладают правом преимущественного проезда.

    • Нарушение правил остановки снижает преимущества. Так, если маршрутка останавливается в неположенном месте, она не имеет права требовать уступки.

    Судебная практика подтверждает эти нормы. Например, Верховный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что нарушитель ПДД не может рассчитывать на преимущества, связанные с преимущественным движением.

    «Маршрутки» — особый случай на дороге

    Малогабаритные автобусы и маршрутные такси давно приобрели у многих водителей неоднозначную репутацию. Главная причина — их специфический стиль вождения. Водители маршруток часто работают по сдельной системе оплаты, зависящей от количества перевезённых пассажиров. Это порождает такие особенности:

    • Частые резкие манёвры.

    • Остановки вне официальных остановок, иногда в самых неожиданных местах.

    • Выезд на проезжую часть без остановки и ожидания уступки другим транспортом.

    С позиции закона, маршрутка при выезде с официальной остановки получает те же права, что и обычный автобус. Но если пассажиров высаживают на обочине «по договорённости», маршрутное такси лишается этих льгот и может быть привлечено к ответственности за нарушение правил маневрирования или создание помех движению.

    Какие штрафы ждут нарушителей?

    Неправильное поведение при выезде с остановки грозит не только штрафом, но и повышенной аварийностью. За невыполнение обязанности уступить дорогу общественному транспорту предусмотрён штраф в размере 500 рублей по части 2 статьи 12.17 КоАП РФ — сумма небольшая, но последствия нарушений могут быть намного серьёзнее.

    Кроме штрафов, частые резкие вклинивания маршруток в поток зачастую становятся причиной аварий, что создаёт угрозу безопасности всех участников дорожного движения.

    Как избежать конфликтов и аварий

    Самое простое правило, соблюдение которого уменьшит количество неприятностей на дороге:

    • Уступайте дорогу автобусам и маршруткам, когда они начинают движение с официальной остановки в пределах города и движутся по маршруту.

    • Не уступайте, если транспортное средство стоит в неположенном месте, является заказным, школьным автобусом или находится за пределами населённого пункта.

    Интересный факт

    В Москве в рамках совершенствования безопасности и организации дорожного движения внедрены специальные «островки безопасности» для пассажиров общественного транспорта — зоны, оборудованные для удобной посадки и высадки, которые повышают видимость для водителей и облегчают соблюдение правил проезда автобусам.

    Заключение

    Правила уступки дороги общественному транспорту в городе — простой и эффективный способ обеспечить безопасность на дорогах и упорядочить движение. Понимание прав и обязанностей, а также особенностей работы маршруток, поможет водителю принимать правильные решения и избегать штрафов и аварий. Важно помнить, что уступка — не просто формальность, а залог безопасности и вежливости на дороге.

    Соблюдайте правила, будьте внимательны и уважайте других участников движения. Ваше терпение и внимание могут спасти чью-то жизнь. пишет источник.

    ...

    • 0

    Популярное

    Последние новости