Как водителей во Франции за одну неделю научили соблюдать ПДД, установив вдоль дороги плетёные корзины: что в них находилось
- 16 октября 19:57
- Валерия Слатова

Англичане и немцы не отставали от Франции в изобретении транспортных средств, но не стремились к скорости. Их устраивала возможность проехать из Лондона в загородное поместье, не более того. В Лондоне ограничения скорости изначально совпадали с темпом движения лошадиной повозки, так как лошади пользовались уважением, а автомобилисты воспринимались с недоверием, почти как современные электросамокатчики.
Производство автомобилей в Англии и Германии росло медленнее. В 1900 году во Франции сделали 4800 машин, тогда как в Англии — всего 175, а в Германии 800. Уже спустя год Франция произвела 30 000 авто, в Германии — 1200, а в Англии 600. Французы выигрывали не только в количестве, но и в качестве, особенно — в мощности и скорости.
Технический прогресс и мощность первых автомобилей
Первые модели машин оснащались моторами мощностью около 0,25 лошадиных сил. Для сравнения, китайская бензопила мощнее в 4 раза! За несколько лет мощность увеличилась до 1 л.с., затем до 2,5 л.с. и выше — 5, 7, 10, 15 лошадиных сил.
При отсутствии регулирования скорости эти мощные болиды приводили к частым и страшным авариям. В реальности это выглядело так: на дорогах — хаос, водители гоняли, не обращая внимания на безопасность, пешеходы игнорировались.
Французская культура быстрой езды и алкоголя
Особенность французского водительского менталитета того времени — любовь к быстрой езде «с бутылочкой» в руках. Алкоголь и скорость шли вместе, а государство лишь пыталось вводить правила, но население их игнорировало. Штрафы для богатых владельцев автомобилей были пустым раздражителем, так как они могли их оплачивать годами наперёд.
Пытались даже оснастить машины специальными верёвочными сетками, которые должны были спасать пешеходов, но в 92 авариях со смертельным исходом они сработали лишь однажды, да ещё спасли двух собак. Это было скорее фарсом, чем реальной мерой безопасности.
Дуэль пешеходов и автомобилистов в Париже
Решение появилось в неожиданной форме: власти Парижа организовали так называемую «дуэль» между пешеходами и авто. Чтобы уравнять шансы, на каждом пешеходном переходе устанавливали по две большие плетёные корзины, а в них лежали... камни.
Пешеходы, подходя к переходу, брали булыжник в руки и были готовы к активной защите своей жизни от безбашенных гонщиков. Этот метод оказался действенным — водители быстро перестали нарушать. Проезжая мимо, рисковать получить камнем в лобовое никто не хотел.
Наследие булыжника как символа безопасности пешеходов
С течением времени эти корзины исчезли с улиц Парижа, но память о них жива. Французский булыжник стал символом свободы и права пешехода безопасно пересекать дорогу. Такой простой и жесткий способ регулировки дорожного хаоса оставил глубокий след в истории.
Современные пешеходы иногда могут только мечтать о такой силе воздействия на водителей, ведь сегодня чаще полагаются на светофоры и знаки. Но эффект той «дуэли» был мощнейшим психологическим фактором, дисциплинировавшим гонщиков.
Заключение
История автомобилизации Франции и соседних стран иллюстрирует не только технический прогресс, но и культурные особенности, отношение общества к скорости и безопасности. Франция быстро вышла в лидеры по количеству и качеству автомобилей, но именно её яркие и порой драматичные методы регулирования дорожного движения, включая знаменитые «камни в руки пешеходам», показывают, как общество пыталось найти баланс между новыми технологиями и сохранением жизни, пишет источник.