Уволившийся из РЖД проводник решился на правду: беспредел в поездах, тайные заработки и забытые пассажиры
Работа проводника в поездах дальнего следования прочно обросла мифами о романтике и легкости: бескрайние просторы за окном, возможность посетить новые города и завести знакомства. Однако реальные будни тех, кто шагает по железнодорожным вагонным коридорам, куда суровее. Бывший проводник Ион, служивший на маршруте Москва – Новый Уренгой, откровенно рассказал о том, какие испытания и скрытые сложности настоящая профессия приносит.
Вышел за пивом и не вернулся: суровая реальность проводниковПроводнику обещают трехмесячное обучение, а на деле — всего неделю поверхностных инструкций. Путешествия сменяются изнурительным трудом. Короткие стоянки на станциях — это не время для отдыха, а настоящая гонка с задачей собрать грязное белье, помыть вагон, отчитаться за чай и кофе. Домой удается вернуться не чаще раза в месяц.
Пассажиры бывают разные: от вежливых до агрессивных. Ион вспоминает случай, когда мужчина набросился на проводницу из-за того, что ему принесли зеленый чай вместо черного. Обвинения в воровстве также ложатся на проводников: «Я что, сторож? Должен следить за каждым ноутбуком?», — возмущается он.
Особую опасность представляют пассажиры, которые не успевают вернуться в поезд. Кто-то выходит «за сигаретами», но бежит за поездом с сумками, а родственники тем временем дергают стоп-кран, резко останавливая состав. Последствия — падения с полок и травмы.
Вагон-ресторан — маленькое государство с большими проблемамиПитание в поездах — отдельная история. Цены на еду в вагонах-ресторанах завышены: «пюре с котлетой» стоит 800 рублей и выше. Пассажиры стараются найти альтернативу — покупают еду у бабушек на перроне, зачастую игнорируя санитарные нормы.
Сами проводники подрабатывают, продавая водку дешевле, чем в ресторане, чай, кофе и даже лотерейные билеты. «Купил билет — кури сколько хочешь», — таковы негласные договоренности, ведь курение в поезде запрещено, но полиция зачастую закрывает глаза.
Условия работы в вагоне-ресторане удручают: уборщицы туалетов теми же руками занимаются приготовлением еды, а хозяйки вагонов строго контролируют выручку, не гнушаясь обсчетами, чтобы повысить прибыль.
В 2021 году РЖД стало сокращать вагоны-рестораны в обычных поездах, предпочитая заменять их наборами быстрого питания, которые пассажиры могут разогреть сами. Вагоны-рестораны планируется сохранить лишь в фирменных и туристических составах, где готовая еда более востребована и комфортна.
Штрафы, «зайцы» и теневая сторона профессииЗарплата проводника в России сегодня находится в районе 30–60 тысяч рублей в месяц, в зависимости от региона и условий. Однако штрафы за мелкие провинности могут «съедать» значительную часть дохода. Например, за дерганье стоп-крана требуется объяснительная, и нередко следует штраф.
Неофициальные заработки — неотъемлемая часть будней многих проводников. На некоторых станциях за провоз без билета («зайцев») бралась существенная сумма, например, тысяча рублей. В купе иногда размещали по 3-4 человека, чтобы повысить прибыль. Нельзя забывать и о перевозке запрещенных грузов, от рыбы до деликатесной икры.
Маршрут Москва – Новый Уренгой в шутку прозвали «матрешкиным поездом» из-за множества переполненных купе и дополнительных услуг, которые некоторые проводницы предлагали за дополнительную оплату.
Две книги жалоб: иллюзорный контроль над качеством обслуживанияДля пассажиров существовали две книги отзывов — для хороших и для плохих мнений. Начальству, естественно, показывали только первую, что отражает формальный характер контроля качества.
История бывшего проводника Иона — это взгляд изнутри на систему, где формальные инструкции резко расходятся с реальностью. Проводники вынуждены нарушать правила ради выживания, пассажиры порой оказываются в опасности, а реальный контроль состояния вагонов и обслуживания остается фикцией.
Профессия проводника дальнего следования — это большой вызов, сочетающий в себе обязанности официанта, уборщика, психолога и охранника одновременно. Это труд, сопряженный с рисками, большими нагрузками и сложными моральными дилеммами. От романтики в нем мало — есть только суровая работа за закрытыми дверями поезда, полная скрытых тайн и проблем, о которых пассажиры чаще всего не подозревают.
Понимание этих реалий важно для осознания настоящего положения железнодорожных магистралей России и оценки условий труда тех, кто обеспечивает комфорт и безопасность в пути, пишет источник.
Читайте также: Эта буква в составе мясных продуктов расскажет о них все: рассказала подруга-продавец - сколько лет мы питались отравой Проводник: пассажирки отправились в ресторан, вернулись в чужой вагон и сели на женщину Перед выходом из дома всегда заливаю подсолнечное масло в раковину — избавляемся от неприятного запаха канализации