Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Верховный Суд поставил точку: ждать ли, пока пешеход перейдет дорогу полностью, или можно ехать сразу

Верховный Суд поставил точку: ждать ли, пока пешеход перейдет дорогу полностью, или можно ехать сразуфото из архива редакции

Верховный Суд РФ однозначно разъяснил, что водителю не обязательно ждать, пока пешеход полностью перейдет дорогу на пешеходном переходе — главное, чтобы движение автомобиля не создавало помех и угрозы для пешехода.

Что означают новые разъяснения Верховного Суда

Ранее законом однозначно требовалось уступать дорогу пешеходу, находящемуся на «зебре», вплоть до того момента, пока он полностью не покинет проезжую часть. Это создавало массу вопросов на широких многополосных улицах.

Верховный Суд пояснил, что обязанность уступить дорогу — это не просто формальное ожидание, а обеспечение безопасности. Если водитель начинает движение, не заставляя пешехода замедляться, останавливаться или менять направление, нарушения ПДД нет.

Проще говоря, если пешеход уже перешел вашу полосу движения и движется дальше, вы можете аккуратно продолжить движение, не дожидаясь, пока он полностью освободит все полосы.

Это особенно важно для широких переходов с несколькими полосами, где пешеход может находиться посередине и идти к противоположному бордюру. Водитель на одной из крайних полос, при отсутствии помех, не обязан стоять до конца.

Практическая сторона вопроса и советы водителям

Верховный Суд рекомендует:

  • Всегда снижать скорость при приближении к переходу, чтобы оценить ситуацию.

  • Внимательно следить за поведением пешеходов: если они нерешительны или замедляются, лучше подождать.

  • Оценивать ширину проезжей части и количество полос — на узких улицах требование более строго.

  • Не создавать резких маневров, ускорений или громких звуков, которые могут напугать пешехода или привести к его замедлению.

Если действия водителя вызывают у пешехода страх, мешают прохождению, инспектор вправе квалифицировать это как нарушение с наложением штрафа.

Почему это разъяснение важно для всех участников движения

По статистике, большинство ДТП с пешеходами происходят именно на переходах. Законодательство старается сбалансировать права пешеходов и обязанности водителей так, чтобы избежать чрезмерной формализации, создающей опасные ситуации.

Верховный Суд акцентирует внимание именно на объективных обстоятельствах — создавал ли водитель реальную угрозу или дискомфорт пешеходу. Этот подход стимулирует водителей быть внимательнее во время движения, а не просто формально придерживаться правил.

Интересные детали и неожиданные нюансы

  • Психологическая реакция пешехода теперь в приоритете: если автомобиль заставляет пешехода резко менять движении или бояться, это уже нарушение.

  • Судебные споры по этой теме активизировались после случаев, когда водителей штрафовали за то, что они «не дождались, пока пешеход полностью пройдет», хотя реально помех не создавали.

  • Одно из резонансных дел — история в Кемерово, где водитель, пропуская пешеходов рядом с машиной, был оштрафован за пешехода, который только только стал ступать на другую сторону перехода. Суд отменил штраф, т.к. водитель не создавал помех.

Заключение

Верховный Суд поставил точку в давнем споре: важно не количество шагов пешехода на переходе, а безопасность и отсутствие помех его движению. Водителям следует внимательно оценивать ситуацию, соблюдать уважение к пешеходам и руководствоваться принципом реальной безопасности, а не только формальными требованиями. Такой подход помогает сделать дороги безопаснее для всех и снижает количество штрафов за спорные ситуации.

Этот новый взгляд на правила движения заставляет всех участников дорожного движения быть более внимательными, предусмотрительными и человечными на дорогах, пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости