Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Верховный Суд поставил точку: надо ли водителю ждать, если пешеход еще на "зебре"?

Верховный Суд поставил точку: надо ли водителю ждать, если пешеход еще на "зебре"?фото из архива редакции

Верховный Суд России принял ключевое решение, которое проясняет для водителей ситуацию с ожиданием пешехода на пешеходном переходе, или "зебре". Отныне водители не обязаны дожидаться, пока пешеход полностью покинет проезжую часть, если это не создает угрозы безопасности.

Что говорит закон и позиция Верховного Суда?

Правила дорожного движения (ПДД) требуют от водителей уступать дорогу пешеходам на "зебре". Это означает, что водитель должен остановиться, если пешеход начал переход и не возобновлять движение, пока пешеход не выйдет за пределы проезжей части.

Однако Верховный Суд уточнил, что наличие пешехода на переходе не всегда является абсолютным запретом на движение автомобиля. Важный критерий — не создавать помех и не заставлять пешехода менять скорость или направление движения.

Если дорога узкая с одной или двумя полосами, водитель обязан ждать полного завершения перехода пешехода. Если же переход широкий, с несколькими полосами, то водитель может начинать движение по полосе, на которой пешеход уже не находится или не создается угрозы его безопасности. В этом случае учитывается расстояние до пешехода и его скорость движения.

Практическое применение: пример из суда

Недавнее разбирательство в Кемерово стало показательным. Водитель пропустила пешеходов вблизи своего автомобиля, однако тронулась с места, когда другой пешеход только сделал первый шаг на "зебру" в другом конце проезжей части. Инспектор ГИБДД выписал штраф — 2500 рублей за нарушение. Но суды подтвердили, что водитель не создала помех человеку, который еще не дошел до ее полосы. Верховный Суд окончательно отменил санкции, объяснив, что формальное присутствие пешехода на переходе не всегда запрещает движение — главное, чтобы он не был вынужден менять скорость или траекторию.

Важные детали и нюансы безопасности

  • Приоритет пешехода остается абсолютным — водитель должен уступить дорогу при любом начинании перехода, если это не противоречит требованиям безопасности.

  • Если действия водителя вынуждают пешехода притормозить, изменить направление или остановиться, это нарушение.

  • Нарушение Правил и неуступание дороги пешеходу карается штрафом от 1500 до 2500 рублей, причем повторное нарушение повышает сумму штрафа.

  • Особое внимание уделяется сложным дорожным условиям: плохая видимость, погода, темное время суток усиливают ответственность водителей.

  • Психологический комфорт пешехода тоже важен. Если маневр водителя вызывает у человека страх или замешательство — это повод для штрафа.

Разные стороны вопроса: почему был спор?

Многие водители считали несправедливым требование стоять, если пешеход даже только слегка коснулся "зебры", особенно на широких магистралях, из-за чего возникают большие заторы и аварийные ситуации.

С другой стороны, пешеходы настаивали на полной безопасности, чтобы водитель ждал до конца перехода, не создавая никакой угрозы.

Решение Верховного Суда сочетает оба подхода: сохраняя приоритет пешехода, оно вводит разумное разграничение, позволяющее водителям двигаться дальше, если это безопасно.

Итог: что нужно помнить водителям и пешеходам?

Водитель должен уступить дорогу пешеходу, который начал пересекать "зебру".

Если пешеход находится далеко на другой полосе или не создаются помехи, водитель может аккуратно начать движение.

Безопасность и невынуждение пешехода менять скорость или направление — главный критерий для оценки действий водителя.

Нарушение этих правил грозит штрафами и административной ответственностью.

Верховный Суд России своим решением внес ясность и баланс в вопрос взаимодействия водителя и пешехода на пешеходных переходах.

Правила не только защищают пешеходов, но и учитывают реалии дорожного движения, помогая водителям избегать неоправданных штрафов.

Каждый участник движения теперь лучше понимает свои права и обязанности, что способствует общей безопасности на дорогах, пишет источник.

Читайте также:

...

  • 0

Популярное

Последние новости