Уволившийся из РЖД проводник решился на откровенные признания: беспредел в поездах, тайные заработки и забытые пассажиры
- 6 августа 21:00
- Марина Иванова

Многим кажется, что профессия проводника — это романтика больших просторов, смена городов и интересные знакомства.
Однако бывший проводник Ион, работавший на маршруте Москва – Новый Уренгой, рассказывает, что реальность далека от этих представлений.
Обучение и рабочие будни: не время для отдыха
Вопреки ожиданиям, обучение проводников редко длится три месяца и не включает все нюансы работы — обычно дается лишь поверхностная неделя инструктажей.
Дальнейшая работа — это постоянный и изнурительный труд без возможности полноценного отдыха.
Короткие остановки поездов превращаются в гонку за выполнением многочисленных обязанностей: сбор грязного белья, уборка вагонов, отчеты по продаже чая и кофе.
Домой проводники возвращаются с большими перерывами — иногда лишь раз в месяц.t-j+1
Неоднородность пассажиров и опасные ситуации
Пассажиры бывают разными — от вежливых до агрессивных.
Конфликты — обычное явление: например, однажды мужчина напал на проводницу из-за несоответствия заказа чая.
Если в вагоне происходят кражи, в первую очередь обвиняют проводника, хотя он не может постоянно следить за каждым ноутбуком или телефоном.
Особенную опасность представляют пассажиры, которые выходят из поезда и не успевают вернуться вовремя.
Некоторые пытаются догонять поезд с покупками, рискуя здоровьем.
Если родственники или пассажиры дергают стоп-кран в неподходящий момент, поезд резко останавливается, и люди на верхних полках могут упасть.pikabu+1
Вагон-ресторан: теневые стороны питания
В вагоне-ресторане цены явно завышены — например, пюре с котлетой стоит около 800 рублей.
Многие пассажиры покупают еду у бабушек на перронах, хотя санитарные условия оставляют желать лучшего.
Проводники же предлагают свой "ассортимент" из водки по цене ниже, чем в ресторане, чая, кофе и даже лотерейных билетов.
Бывали случаи, когда проводники "договаривались" с курящими пассажирами, оправдывая нарушение запрета на курение на том, что тот "заплатил за билет и ему можно".
Условия труда в вагоне-ресторане также оставляют много вопросов — уборщики туалетов иногда работают неподалёку от места приготовления пищи, а хозяйки вагонов жестко контролируют выручку, порой прибегая к обману.moya-planeta+1
Штрафы, нелегальный бизнес и «матрешкин поезд»
Зарплата проводника около 30 тысяч рублей может быть фактически съедена штрафами.
Например, при необоснованном использовании стоп-крана от проводника требуют объяснительные и могут наложить штрафы.
В то же время распространены неофициальные заработки — например, за провоз "зайцев" на одной станции взимается тысяча рублей.
В купе часто помещают по 3-4 человека, нарушая правила.
Также практиковался провоз запрещенных грузов — рыбы, икры и других продуктов.
Поезд Москва – Новый Уренгой в кругу работников прозвали "матрешкиным" из-за множества нелегальных схем.
Некоторые проводницы подрабатывали за дополнительные деньги, выполняя сомнительные услуги.
Разделение книг жалоб и контроль отзывов
Пассажирам выдавалась одна из двух книг жалоб — для положительных или отрицательных отзывов.
Начальству показывали только книгу с положительными оценками, что создавало иллюзию удовлетворенности пассажиров.
Реально же проблемы и жалобы просто игнорировались.
Жизнь в вагоне как образ жизни
Проводники зачастую работают в режиме вахты, живя в вагоне от двух недель до месяца.
Они выполняют множество функций — от уборки и обслуживания до контроля состояния оборудования и помощи пассажирам.
Бывают дни, когда не удаётся найти время даже, чтобы нормально поесть или поспать.
Быт в поезде сопряжён с множеством неудобств: ограниченный доступ к бытовым удобствам, необходимость постоянно быть на чеку и поддерживать порядок.
Нередко именно в поездке страдает личная жизнь проводников, из-за частых командировок и сменного графика.
Объективный взгляд на профессию
Профессия проводника дальнего следования — это сложное сочетание ответственности, физического и эмоционального напряжения.
Да, смена пейзажей и новые знакомства порой дарят моменты радости, но они не скрывают тяжёлых условий труда, часто низкой оплаты и отсутствия стабильности.
Отсутствие полноценного обучения и суровые реалии заставляют проводников самим искать способы выживания в системе, порой нарушая правила.
Для пассажиров важно понимать, что комфорт и безопасность во многом зависят именно от этих работников, которые зачастую остаются незаметными героями железнодорожных магистралей.
Заключение
Работа проводника в поездах дальнего следования — это далеко не сплошная романтика.
Это тяжелый, часто неблагодарный труд, требующий выдержки, терпения и многозадачности.
История Иона и других проводников раскрывает неприглядную сторону профессии, помогая лучше понять, насколько сложная и многогранная эта работа.
Понимание реальных условий труда может способствовать улучшению ситуации и уважению к тем, кто обеспечивает наше безопасное путешествие по железной дороге, пишет источник.
Читайте также:
-
Пластиковые бутылки не выбрасываю: разрезаю на 3 части и получаю очень полезную вещь — не могу без нее в хозяйстве
-
Зелень больше не замораживаю на зиму: делаю из укропа, петрушки и чеснока ароматную приправу, которая хранится годами
-
Купила говядину тушеную от бренда "Мясная ферма" в магазине Пятерочка. Мой отзыв - что внутри, стоит ли покупать